phoneПозвонить

Как изготавливают памятники на могилу: особенности процесса изготовления


Гранит ценят за красоту, твёрдость, долговечность. Из него изготавливали саркофаги, более 4500 лет назад. Сейчас минерал используют для изготовления надгробий. Памятники устанавливают, чтобы отдать дань уважения и обозначить могилу. Гранитные изделия различаются по форме, цвету, способу нанесения портрета и надписей.

Выбор материала для памятника

Разбираясь, как делают памятники из гранита, изучите свойства каменных пород для их изготовления. От того, какой материал выберете, зависит срок службы памятника. В среднем производители дают гарантию 40 лет.

Основная часть надгробий на могилу изготавливают из карельского гранита. Габбро-диабаз имеет насыщенный чёрный цвет и подчёркивает траур по усопшим. Гравировка на таком фоне получается красивой и лаконичной. Во время полировки гранит становится ярко-чёрного цвета, однако если поверхность поцарапать, то открывается более светлый, серый оттенок.

Также надгробия изготавливают из гранита, добытого в регионах Донбасса, Урала или привезённого из Китая.

    Для памятников используют:
  • «дымовский» гранит красно-коричневого цвета;
  • «мансуровский» или «Агидель» – белый, с мелкими вкраплениями зелёного;
  • «возрождение» – цвет от розовато-серого до серого с вкраплениями чёрного;
  • «Балтик Грин» – различные оттенки зелёного.

Для памятников используется больше 20 видов камня. Выбор зависит от материального положения заказчика и цветовых предпочтений.

Гранит имеет разные показатели пористости и зернистости. Чёрный карельский минерал мелкозернистый и на него наносится изображение лазерной гравировкой. Для белого «мансуровского» камня такое нанесение не подойдёт, с ним лучше работать пескоструйным или ударным методом.

Габбро-диабаз чаще всего представлен в бюро ритуальных услуг, но его цена выше, чем камня из Китая. Это связано с тем, что у азиатского гранита структура крупнопористая. Осадки попадают в поры и замерзают при пониженных температурах, камень расширяется, и со временем, в нём образуются трещины.

Оборудование, необходимое для производства

С месторождений гранит уезжает в виде глыб. На первичном производстве его разрезают на пласты, обрабатывают и уже они поступают в мастерские в двух видах:

  • Слэбы – обработанные прямоугольные куски гранита определённого размера. Длинна до 3 м, толщина от 0,04-0,2 м, ширина до 2 м.
  • Фигурные типовые заготовки – сразу на заводе им придают форму. В мастерской корректируются шероховатости и наноситься рисунок.
Гранитный слэб Заготовки памятников
    Для работы с любой из этих групп нужен стандартный набор инструментов.
  1. Циркулярная пила

    Для резки гранитной плиты необходим специализированный инструмент с возможностью «мокрой» резки. Можно работать и УШМ, но тогда производительность будет ниже и в процессе резки образуется много пыли. В комплект подбираются алмазные диски, с ними процесс проходит быстрее и с меньшими потерями.

  2. Полировальный станок

    С производства гранитные плиты поступают с неровностями на поверхности, и надгробию придают блеск с помощью нескольких этапов обработки. Полировочным станком можно сделать нужную форму изделия, смягчить углы или добавить узор.

    Выбирая установку, опирайтесь на производственную мощность мастерской. Для небольших объёмов достаточно будет маломощного инструмента. Если заказов много, приобретайте профессиональный аппарат, мощность 1500-3000 Вт.

  3. Ручная машинка для шлифовки

    Мелкие детали и небольшие неровности проще будет убрать ручным аппаратом. Для полировки ровных поверхностей применяется прямое расположение шлифблока, или дельтообразное для обработки труднодоступных угловых мест.

  4. Насадки для шлифовальной машинки

    Для шлифовки изделий используются диски различной грануляции, номера от 30 до 3500. Лучше всего иметь все насадки для пошаговой обработки.

    Для полировки применяются диски - «черепашки». Они бывают жёсткие, для ровных поверхностей, и гибкие, для изгибов. Итоговую полировку выполняют мягкими, войлочными дисками.

    Насадки подбирают под марку шлифмашины. Покупайте сразу качественные, они прослужат дольше. Дешёвые аналоги быстро изнашиваются и требуют частой смены.

  5. Лазерный или ударный гравировальный станок

      Выбирать гравировальный станок нужно по нескольким критериям:
    • Площадь рабочей зоны.

      Для этого изучите, какой размер памятников чаще изготавливаете. Существуют установки с зоной 30х40см, 50х60см, 60х120см. Они могут устанавливаться на сам камень или на пол, а под станок подвозится гранитная плита.

    • Способ нанесения изображения.

      Ударный станок иглой наносит рисунок механическим способом. Изображение получается глубоким и более долговечным. К недостаткам относят большой расход игл и низкую скорость нанесения.

      Лазерная установка наносит фотографию бесконтактным способом. Таким станком можно делать портреты, переходы теней получаются мягче и подробнее. Но глубина гравировки ниже, чем у ударного.

  6. Алмазные иглы для гравировки

    Они нужны, если выбор остановлен на станке ударного типа. Менять иглы необходимо каждые 4– 6 портретов. Она состоит из конусовидного тела с алмазом на конце. Размер вставки 0,02-0,15 карат, от этого зависит цена иглы.

    Наконечники изготавливают из природных алмазов – наиболее твёрдого и дорогого материала. Жёлтый синтетический алмаз имеет монокристаллическую структуру. Он менее прочный, чем натуральный, но и дешевле. Подходит для обработки гранита или других твёрдых пород. Ещё один материал – чёрный синтетический алмаз. Из-за поликристаллической структуры он менее прочный и недолговечный. Такие наконечники используют для мрамора или других мягких пород камней.

Особенности обработки материала

В мастерских удобнее работать с типовыми заготовками, подготовленными на первичном производстве. Себестоимость такого памятника выходит меньше, т.к. их достаточно отполировать и нанести изображение.

Работать со слэбами – трудозатратно. Требуются мощные установки для разрезания гранита, а они потребляет больше электроэнергии. Да и заказчики нечасто выбирают индивидуальные эскизы, из-за их высокой стоимости.

Резка гранитной заготовки
    Обработка камня в мастерских включает несколько этапов:
  1. Полировка

    Применяется для устранения неровностей и шероховатостей, получается гладкая, зеркальная поверхность. Полировку осуществляют шлифовальными машинками с алмазными насадками, постепенно переходя от крупных к мелкозернистым. Конечная обработка осуществляется войлочными дисками.

  2. Шлифование

    Этим методом получается однородная шероховатая поверхность. Натуральный рисунок камня почти незаметен. Применяется для создания контрастов.

  3. Сверление

    Так как гранит одновременно крепкий, но хрупкий материал, проделывать отверстия нужно на низких оборотах и не торопиться. Чем больше диаметр сверла, тем ниже обороты. Для мелких отверстий размером до 5 мм, сверлят на 2000 оборотах.

  4. Склеивание

    Часто применяют эпоксидный клей, он выдерживает температуры от -30 до +60, устойчив к воздействию плесени, влаги, УФ-излучения. Обладает высокими адгезивными свойствами.

Нюансы производства

Покупая натуральный гранит, запрашивайте сертификаты у поставщиков. Они нужны для подтверждения подлинности.

Работа с камнем трудоёмкий и сложный процесс. На изготовление 1 памятника уходит от 1 месяца и более, в зависимости от заказа.

Установка надгробий проходит с мая по сентябрь. В это время больше всего заказов, нагрузка на заготовительный цех возрастает.

Оформление памятника

Оформление гранитных памятников включает в себя нанесение портретов, надписей и дополнительных элементов в виде цветов или лент. В основном они гравируются на камне ручным или механическим способом.

Гравировка на станке

Можно нанести изображение на керамическую пластину. Рисунок получается цветным, но недолговечным. Он выцветает через 10 лет. Для крепления к плите используют специальный клей или шурупы. Фото усопшего, переносят на деколь – подготовительный слой, затем на керамическую пластину, её несколько раз обжигают, наносят лак и подвергают повторной термической обработке.

Самый трудный в производстве метод цветной росписи. На подготовленную плиту гравируют портрет, грунтуют, и художник расписывает минеральными красками. Финальным слоем наносят защитное средство.